Пост “спровоцирован” участием в конференции CNews “ИКТ в госсекторе в новых условиях”. Выводы, родившиеся в результате, – малоутешительны, но не безнадежны. Ситуация в госсекторе в кризис мало чем отличается от ситуации в бизнесе, тренды те же: бюджеты тратятся только на завершение начатых проектов; реализация новых проектов приостановлена на неопределенный срок; деньги есть, но тратятся они очень целенаправленно, то бишь экономно.

Сложившуюся картину наглядно иллюстрируют планы по «информатизации государственных услуг». На федеральном уровне программа создания и эксплуатации в России электронного правительства в 2015 будет реализовываться единственным исполнителем – «Ростелекомом». В планах федерального бюджета потратить на развитие ЭП около 600 млн. руб. и около 2 млрд. руб. – на эксплуатацию.

На региональном уровне будут субсидироваться только уже утвержденные программы по четырем приоритетным направлениям на сумму не более чем на 10 млн. руб. на один проект в каждом регионе: разработка регионального сегмента системы учета контингента обучающихся (в основном, школьников); разработка системы по управлению городским транспортом; перевод в электронную форму услуги по регистрации актов гражданского состояния; перевод в электронную форму услуги по выдаче охотничьих билетов. Общая сумма субсидий для все регионов составит 550 млн. руб., причем объем софинасирования Минэкономсвязи – 79-95%.

В условиях «жесткой экономии» резко изменился фокус критических задач ИКТ в госсекторе. В предкризисный период залог успешных продаж для ИТ-компаний – это экспертиза по разработке и внедрению решений для «информатизации госуслуг» («Единое окно», «ЕГИСЗ», «ГИС ЖКХ» и др.) сначала на федеральном, а затем и на региональном уровне.

Сейчас критические задачи ИКТ в госсекторе в 2015 можно сформулировать так:

  • нужно поддерживать, развивать и модернизировать внедрённые инфраструктурные решения и информационные системы в госсекторе, а при урезанных кризисных бюджетах денег на это нет;
  • мощности внедренных инфраструктурных решений часто избыточны, а существующий опыт коммерческого использования не везде подкреплён законодательной базой;
  • ИТ-бизнес инвестирует и готов инвестировать свои решения в развитие ИКТ в госсекторе на «условиях бартера», но существующие механизмы государственного регулирования делают риски для бизнеса слишком высокими.

То есть ситуация складывается неоднозначная. С одной стороны, чиновники ищут возможности передать на аутсорсинг ИТ-бизнесу свои инфраструктуры и сервисы, снизить издержки на ИТ за счет коммерциализации имеющихся государственных ИТ- ресурсов, получить новые инвестиции от ИТ-бизнеса для реализации программ развития. С другой, не готовы (скорее морально) согласиться на коммерческие условия бизнеса по возврату инвестиций: получение прямых платежей; процента с платежей; баз данных, в первую очередь, потенциальной клиентской базы.

Пока идет обсуждение поиска оптимальных вариантов взаимодействия, на практике уже есть примеры успешных решений этих «болей». Например, сдача в аренду избыточных мощностей ЦОДа Правительства Москвы, позволившая значительно сократить затраты на его содержание; коммерческий проект Дневник.ру, предоставляющий в вебе информацию о посещаемости и успеваемости в 200 тыс. школ в обмен на базу из 9 млн. пользователей. Компании Майл.Ру, Яндекс, Рамблер также активно включились в процесс обсуждения решения этих критических задач, как на федеральном, так и на региональном уровне.

На наш взгляд, сейчас успешно работать с госсектором могут те ИТ-компании, у которых есть экспертиза для решения «болей» этого клиента или они сумеют ее ( экспертизу) быстро создать.

Есть еще вариант – переориентироваться на бизнес, но для этого нужно знать или быстро освоить специфику работы с этим сегментом рынка. Все ли смогут и готовы переквалифицироваться? Если вы решили расширять свое присутствие в бизнесе, то наш опыт работы с бизнесом может быть вам полезен, чтобы сделать процесс перехода эффективным.

Насколько полезна информация?
[Всего: 2 Средняя оценка: 4.5]