По оценке Gartner расходы властей всех уровней (от федеральных до городских) во всем мире на информационные технологии в 2015 г. составили около $ 431млрд. По сравнению с 2014 г. объем расходов сократился на 1,8 %. В среднесрочной перспективе (к концу 2019 г.) прогнозируется, что затраты возрастут до 475,5 млрд. В числе важнейших трендов для правительств, по версии Gartner, находятся цифровое рабочее место, вовлечение граждан посредством множества каналов, полностью открытые данные, электронная идентификация граждан и «локальная аналитика», масштабируемое взаимодействие, цифровые платформы, интернет вещей, ИТ веб-масштаба и гибридные облака. А что в России? Своими впечатлениями мы делимся в этой статье.

Наглядной иллюстрацией ситуации послужила апрельская конференция Сnews «ИКТ в госсекторе: планы и проекты на 2016 г.», ежегодное участие в которой становится для нас традиционным. Первое, что «бросилось в глаза» при посещении события – это меньшее количество и участников, и спикеров, практическое отсутствие делегатов из регионов, круглых столов для дискуссий и четко сформулированной перспективы в виде конкретных задач. Само название конференции уже отражает основной тренд периода – «ПЛАНЫ И ПРОЕКТЫ», то есть состояние формирования перспективы развития ИКТ в госсекторе в условиях «новой реальности».

 

Впечатление 1. О 16 поручениях Президента.

 

В аналитическом бюллетене Cnews Analytics представлен перечень поручений Президента РФ Минэку, Минкомсвязи, Минпромторгу совместно с заинтересованными гос.органами и Институтом развития интернета (ИРИ) о разработке предложений поддержки российских разработчиков импортозамещения, информационной безопасности, ИТ-образования, новых механизмов взаимодействия государства и граждан, ИТ-льгот, отбора проектов для институтов развития и др.

 

В течение 2016 года Президентом поручено, например, разработать до 1 апреля 2016 г. предложения по созданию Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий; подготовить до 1 июня 2016 г. законодательные предложения, обеспечивающие приоритет российскому ПО и оборудованию при осуществлении закупок, т.е внедрение преференций отечественным решениям при закупках по ФЗ 44 и 223 не только в госорганах, но и в госкомпаниях.

 

В перечне поручений есть предписания выработать предложения по обеспечению равных условий ведения деятельности компаниям с использованием интернета (до 1 сентября 2016), по внедрению отечественных технологий индустриального интернета и формированию необходимой правовой базы (до 1 ноября 2016), по определению порядка формирования перечня перспектив ИКТ для отбора проектов институтами развития (до 1 сентября 2016), по созданию государственной системы сертификации электронных учебных материалов (до 1 июня 2016), по включению в образовательные программы ИТ-вузов курсов по отечественным разработкам (до 1 сентября 2016), по организации мониторинга информационных сетевых угроз (до 1 июня 2016), по регулированию обработки данных граждан России (до 1 июня 2016) и др.

 

Впечатление 2. О стратегии развития электронного правительства.

 

В выступлениях представителей министерств и ведомств озвучивались в основном состояние ИТ в той ли иной отрасли по реализации стратегии электронного правительства, но практически без четких запросов к поставщикам ИТ-решений. Только в выступлении Заместителя Председателя Правления ПФРФ прозвучал ясно сформулированный запрос на решение злободневных задач, связанных с разработкой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

 

Такое поведение спикеров «от госов» вполне объяснимо: ведь стратегия развития электронного правительства сейчас находится на стадии разработки. С марта 2016 Минкомсвязи начало открытое общественное обсуждение этого документа, который после доработок и утверждения, определит стратегию развития ЭП до 2020 г. Утверждение документа планируется в третьем квартале 2016 г. Пока не ясно, какой будет принят сценарий развития: консервативный, который приведет к увеличению разрыва между качеством электронных услуг государства и коммерческих организаций, или трансформационный, который позволит максимально сократить этот разрыв. Надежду на выбор второго варианта дают декларируемые цели стратегии: предоставление качественных гос. услуг к 2020 году всем категориям пользователей в любое время, в любом месте, с любого устройства преимущественно в режиме реального времени.

 

В ближайших планах государства – обеспечение возможности заказать гос. услугу на ЕПГУ и получить результат в выбранном МФЦ, размещение виджетов электронных услуг с ЕПГУ на региональных порталах и сайтах заинтересованных коммерческих организаций, а также создание единого бренда гос. услуг, который будет способствовать их популяризации на всех уровнях.

 

 

Впечатление 3. О российских разработчиках решений для госсектора.

Приятно поразили выступления разработчиков «отечественного софта» с примерами уже реализованных проектов для министерств и ведомств, представителей компаний: Дневник.ру, БОСС, Кадровые системы, Новые облачные технологии. Идея организаторов конференции: собрать вместе представителей госсектора и российских разработчиков – отличная и своевременная. При этом на протяжении всей конференции наблюдалась картина «размытости» целевой аудитории. Разработчикам было не очень понятно, кто именно из госсектора сидит в зале, а спикерам из госсектора было не очень понятно, сколько разработчиков в зале. Задачу эту мы отнесли бы к разряду критических, решение которой позволит повысить эффективность продвижения отечественных разработчиков в российском госсекторе.

При организации подобных событий мы видим решение в рамках экспертного подхода двумя способами.

  1. Взять за основу ЦА российских разработчиков, которым сейчас «вроде бы» открыта дорога в госсектор, но с чем, когда, куда, а особенно КАК туда заходить большинство из них осведомлены не лучшим образом. Выступления спикеров из госсектора федерального и регионального уровня следует сфокусировать на теме: «Каким образом российский разработчик может стать привлекательным для моего ведомства?».
  2. Взять за основу ЦА госсектора, которым нужно решать задачи по реальной автоматизации, а российский рынок разработчиков они представляют слабо. Спикерам устроить выступления российских компаний–разработчиков в режиме нон- стоп. Основной фокус выступлений, «как могут быть использованы их решения в госсекторе», с обязательным круглым столом обратной связи от госсектора.

Наше предложение, озвученное главному редактору Михаилу Казаку, о сужении тематики конференции под актуальные боли ЦА нашло отклик у организаторов конференции. Надеемся, что результаты применения экспертного подхода вы сможете увидеть уже в сентябрьских событиях CNews.

Насколько полезна информация?
[Всего: 1 Средняя оценка: 4]