В последние два года в наших проектах по развитию сложных продаж на любом этапе кратно выросло командное взаимодействие маркетологов, сейлов, продуктологов, пресейлов, разработчиков, руководителей проектов, специалистов из техподдержки. И зачастую очень тяжело идет не то, что работа в команде, но даже просто продуктивное групповое обсуждение рабочих вопросов, причем онлайн нередко усугубляет ситуацию. И это при том, что умение выслушивать друг друга, давать корректный фидбек и договариваться становятся критически важным для качества и скорости внедрения улучшений и в работе, и с клиентами, и внутри компании. Рекомендую воспользоваться полезным опытом наших клиентов, которые целенаправленно включают scrum-мастеров в совместную работу при внедрении изменений. Татьяна Корнилова, эксперт по продажам сложных продуктов

Елена Лобанова,

Agile coach и scrum-мастер

Всем привет, я Елена — Agile coach и scrum-мастер в инжиниринговой компании. По долгу службы часто провожу различные рабочие встречи или принимаю в них участие. В связи с коронавирусом встреч стало больше в онлайн-формате. Наблюдаю, что те встречи, в которых проговаривались правила коммуникации, и участники бережно их соблюдали, проходят результативнее и не вызывают ощущения бессмысленности и не достижения целей. Предлагаю вам воспользоваться наиболее популярными и проверенными мной и моими коллегами правилами коммуникации в группе, чтобы все ваши встречи проходили полезно, и каждый ощущал, что его услышали.

1.Право высказаться есть у каждого.

2.Один разговор в один момент/один выступающий в один момент.

3.Говорить конкретно!

4. ДДДД — Достаточно. Давайте двигаться дальше!

 ДДДД — Если кто-то решит, что мы тратим на обсуждаемый вопрос слишком много времени, то пусть громко скажет: «ELMO!» Это сокращение означает «Enough, let’s move on» («Достаточно, давайте двигаться дальше»). Сам факт того, что кто-то сказал «ELMO», не обязательно должен приводить к завершению дискуссии. Однако в этом случае группа должна будет тут же проголосовать, стоит ли ей прекратить обсуждение. Решение принимается большинством голосов.

5.Правило «парковки».

Используем парковочные доски для тех вопросов, которые непосредственно не относятся к теме, но возникли в процессе обсуждения. Зачастую в процессе обсуждения участники отклоняются от заявленной темы на смежную или возникают вопросы, идеи, решение которых может повлиять на основную цель. Фасилитатор или любой участник может предложить вынести этот вопрос на отдельный флипчарт с названием “парковка”, чтобы в конце встречи можно было вернуться к отложенным вопросам или назначить отдельные собрания для более детальной проработки.

6.Высказывайтесь свободно обо всём, что, по вашему мнению, поможет команде достичь успеха. Нет неправильных ответов и идей.

7.Не принимайте на свой счет и близко к сердцу. 

8. Слушайте безоценочно и помните, что опыт каждого человека является важным и действительным для него, даже если вы не разделяете его точку зрения.

 9. Всегда смотрите вперед, а не под ноги.

Каждый раз, когда кто-то поделится своей идеей/рекомендацией, у нас будет два варианта действий: сказать, что нам в ней нравится и как ее можно улучшить. Это позволит нам постоянно совершенствовать решения и не тратить время на объяснение того, почему это не сработает.

 10.Сначала задайте вопрос.

 Мы стремимся проявлять уважение, общаясь с другими. Уважение способствует нормальному развитию идей и здоровой коммуникации. Когда кто-то говорит что-то, с чем мы не согласны, не надо кричать: «Это не сработает», лучше сначала задайте вопрос: «Помогите мне понять, как это может сработать? Каким образом это может решить проблему?..»

11.Ваша роль/моя роль.

 Ваша роль во время этой сессии состоит в активном участии и обмене идеями, в том, чтобы договориться об оптимальных решениях. Мы должны сделать все, чтобы использовать время максимально продуктивно. Моя роль состоит в том, чтобы сделать для вас более ясной цель и результаты, предложить процесс, который поможет эффективно достичь вашей цели, и поддерживать среду, в которой у каждого будет возможность высказаться.

12. В конце встречи подводим итоги и определяем действия и сроки для каждого. Не уходите со встречи без понимания того, что я буду делать в рамках цели после того, как обсуждение закончится. 

 Правило этикета.

13.Соблюдайте “Электронный этикет” на онлайн-встречах.

Когда мы находимся в одной комнате, нам нужно полное внимание всех собравшихся. Давайте придерживаться электронного этикета. Это означает, что мы отключаем звук мобильных телефонов и, находясь на сессии, работаем только над ее вопросами. Никакой проверки сообщений, никаких ответов на электронные письма, делаем это только в перерывах. И самое главное — не уходим молча со встречи. 

 Соблюдение правил — это просто навык, который чем чаще применяешь, тем лучше получается. Чтобы правила соблюдались можно назначить роль фасилитатора в команде (из участников), который бы напоминал всем, что мы сейчас отошли от наших договоренностей и следует к ним вернуться. Подводите мини-итоги в конце встречи — насколько у вас хорошо получилось придерживаться правил и учитывайте это в дальнейшем.

  С уважением и заботой, ваш scrum-master – Лобанова Елена!

 

Была ли статья полезна?
578850cookie-check“Чертова дюжина” полезных правил для обсуждений в рабочих группах