По оценке Gartner расходы властей всех уровней ( от федеральных до городских) во всем мире на информационные технологии в 2015 г. Составили около $ 431млрд. По сравнению с 2014 г. Объем сократился на 1,8 %. В среднесрочной перспективе (к концу 2019 г.) прогнозируется, что затраты возрастут до 475,5 млрд. В числе важнейших трендов для правительств, по версии Gartner, цифровое рабочее место, вовлечение граждан посредством множества каналов, полностью открытые данные, электронная идентификация граждан и « локальная аналитика», масштабируемое взаимодействие, цифровые платформы, интернет вещей , ИТ веб -масштаба и гибридные облака. А что в России? Своими впечатлениями мы делимся в этой статье.

Наглядной иллюстрацией ситуации послужила апрельская конференция Сnews «ИКТ в госсекторе: планы и проекты 2016», ежегодное участие в которой становиться для нас традиционным. Первое, что « бросилось в глаза» при посещении события – это меньшее количество и участников и спикеров, практическое отсутствие делегатов из регионов, круглых столов для дискуссий и четко сформулированной перспективы в виде конкретных задач. Само название конференции уже отражает основной тренд периода — «ПЛАНЫ И ПРОЕКТЫ», то есть состояние формирования перспективы развития ИКТ в госсекторе в условия «новой реальности».

Впечатление 1. О 16 поручениях Президента.

В аналитическом бюллетене  Cnews Analytics представлен перечень поручений Президента РФ Минэку, Минкомсвязи, Минпромторгу совместно с заинтересованными гос органами и Институтом развития интернета ( ИРИ) о разработке предложений поддержки российских разработчиков импортозамещения, информационной безопасности, ИТ- образования, новых механизмов взаимодействия государства и граждан, ИТ-льгот, отбора проектов для институтов развития и др.

В течение 2016 Президентом поручено, например, разработать до 1 апреля 2016 г. предложения по созданию Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно – коммуникационных технологий; подготовить до 1 июня 2016 г. законодательные предложения, обеспечивающих приоритет российскому ПО и оборудованию при осуществлении закупок , т.е внедрение преференций отечественным решениям при закупках по 44 и 223 ФЗ не только в госорганах , но и в госкомпаниях.

В перечне поручений есть предписания выработать предложения по обеспечению равных условий ведения деятельности компаниям с использованием интернета ( до 1 сентября 2016) , по внедрению отечественных технологий индустриального интернета и формированию необходимой право базы ( до 1 ноября 2016) по определению порядка формирования перечня перспектив ИКТ для отбора проектов институтами развития ( до 1 сентября 2016) , по созданию государственной системы сертификации электронных учебных материалов ( до 1 июня 2016), по включению в образовательные программы ИТ- вузов курсов по отечественным разработкам ( до 1 сентября 2016) , по организации мониторинга информационных сетевых угроз ( до 1 июня 2016), по регулированию обработки данных граждан России ( до 1 июня 2016) и др.

Впечатление 2. О стратегии развития электронного правительства.

В выступлениях представителей министерств и ведомств озвучивались в основном состояние ИТ в той ли иной отрасли по реализации стратегии электронного правительства, практически без четких запросов к поставщикам ИТ- решений. Только в выступлении  Заместителя Председателя Правления ПФРФ позвучал ясно сформулированный запрос на решений злободневных задач, связанных с разработкой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Такое поведение спикеров «от госов» вполне объяснимо, ведь стратегия развития электронного правительства сейчас находиться в стадии разработки. С марта 2016 Минкомсвязи открыло общественное обсуждение этого документа, который после доработок и утверждения определит стратегию развития ЭП до 2020 г. Утверждение документа планируется в третьем квартале 2016 г. Какой сценарий развития будет принят тоже пока не ясно или консервативный, который приведет к увеличению разрыва между качеством электронных услуг государства и коммерческих организаций или трансформационный, который позволит этот разрыв максимально сократить. Надежду на выбор второго варианта дают декларируемые цели стратегии –предоставление качественных гос услуг к 2020 году всем категориям пользователей в любое время , в любом месте, с любого устройства , преимущественно в режиме реального времени.

В ближайших планах государства – обеспечение возможности заказать гос услуг на ЕПГУ и получить результат в выбранном МФЦ, размещение виджетов электронных услуг с ЕПГУ на региональных порталах и сайтах заинтересованных коммерческих организаций, а также создание единого бренда госуслуг, который будет способствовать их популяризации на всех уровнях.

Впечатление 3. О российских разработчиках решений для госсектора.

Приятно поразили выступления разработчиков «отечественного софта» с примерами уже реализованных проектов для министерств и ведомств, представителей компаний Дневник.ру, БОСС. Кадровые системы, Новые облачные технологии. Идея организаторов конференции собрать вместе представителей госсектора и российских разработчиков — отличная и своевременная. При этом на протяжении всей конференции наблюдалась  картина «размытости» целевой аудитории, разработчикам было не очень понятно, кто именно сидит в зале из госсектора, а спикерам из госсектора не очень понятно, что разработчиков в зале немного.Задачу эту мы отнесли бы к разряду  критических, решение которой  позволит повысить эффективность  продвижения отечественных разработчиков в российском госсекторе.

Решение в рамках экспертного подхода мы видим в двух вариантах при организации подобных событий.

  1. Взять за основу ЦА российских разработчиков, которым сейчас «вроде бы» открыта дорога в госсектор, но с чем, когда, куда, а особенно КАК туда заходить большинство осведомлены не лучшим образом. Выступления спикеров и федерального уровня и регионального из госсектора сфокусировать на теме, « Каким образом российский разработчик может стать привлекателен моему ведомству?».
  2. Взять за основу ЦА госсектора, которым нужно решать задачи реальной автоматизации, а российский рынок разработчиков они представляют слабо. Спикерам устроить выступления российских компаний – разработчиков в режиме нон- стоп. Основной фокус выступлений « как может быть использованы их решения в госсекторе» с обязательным круглым столом обратной связи от госсектора.

Наше предложение, озвученное главному редактору Михаилу Казаку о сужение тематики конференции под актуальные боли ЦА, нашло отклик у организаторов конференции. Надеемся, что результаты применения экспертного подхода вы сможете увидеть уже в сентябрьских событиях CNews.

Насколько полезна информация?
[Всего: 1 Средняя оценка: 4]